Алена Олешко, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики Алена Олешко,
главный психолог Центра Виртуальной Синергетики
Алена Олешко, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики, телефон, емейл

 

Четырнадцать извинений и

Семь пар железных башмаков

Сколько пар башмаков
Стоптать
И железных хлебов 
Сгрызть,
Чтоб женою ему
Стать,
Посвятить одному
Жизнь?..

 

«И вот, как стемнело, летит Ясный Сокол к Настенькину окну. Долетел он до окна, ударился об острые ножи да об иглы и стрелы, бился-бился, всю грудь изранил, а Настенька уморилась за день в трудах, задремала она, ожидаючи своего Ясна Сокола, и не слышала, как бился её Сокол в окно.
Тогда Ясный Сокол сказал громко:


— Прощай, моя красная девица! Коли нужен я тебе, ты найдёшь меня, хоть и очень далеко я буду! А прежде того, идучи ко мне за тридевять земель, в тринадесятый чертог, ты семь пар железных сапог износишь, семь хлебов железных изглодаешь.
И услышала Настенька сквозь дремоту слова Ясна Сокола, а встать, пробудиться не могла. А утром пробудилась она, загоревало её сердце. Посмотрела она в окно, а в окне кровь Ясна Сокола на солнце сохнет. Заплакала тогда Настенька. Отворила она окно и припала лицом к месту, где была кровь Ясна Сокола из чертога Финиста. Слёзы смыли кровь Сокола, а сама Настенька словно умылась кровью суженого и стала ещё краше.

Пошла Настенька к отцу и сказала ему:
— Не брани меня, батюшка, отпусти меня в путь-дорогу неблизкую, да за тридевять дальних далей. Даждьбог даст, жива буду — свидимся, а ежели помру — на роду, знать, мне было написано.
Жалко было отцу отпускать неведомо куда любимую младшую дочь. Простился он с любимой дочерью, благословил её в путь-дорогу дальнюю и отпустил под покровительство светлых богов.
Кузнец-умелец сделал Настеньке семь пар железных сапог, взяла ещё Настенька семь железных хлебов, поклонилась она родимому батюшке и отправилась в путь-дорогу искать своего суженого Ясна Сокола»

Русская народная сказка

Хотим мы того, или нет, но обо всем договариваемся в самом начале нашего общения. Первые наши фразы друг другу являются не только ритуалом вежливости и средством для установления контакта, но и контрактными договоренностями.

Да, свой контракт на отношения мы заключаем в самом начале этих отношений.

А так все интересно начиналось – сказала ты, Софья, прислав эту часть переписки.

Долго сказка сказывается, да недолго дело делается. Всем известна эта народная мудрость, но мало кому известно, насколько недолго ДЕЛАЕТСЯ ДЕЛО. И пока мы ведем разговоры на разные темы, узнаем друг друга, делимся друг с другом сокровенным (сказку сказываем), на первых наших фразах мы уже заключаем контракт на отношения (делаем дело). Мгновенно. Сразу.

Какой же контракт вы уже успели заключить с С.

Итак, основные пункты этого контракта.

«Я, Софья, с одной стороны, и я, С., с другой договариваемся…»


Первый тезис.

«Мы оба в чем-то виноваты. С каждым из нас не все в порядке. Мы что-то делаем не так».

О боже, скажешь ты. Откуда это могло прийти в голову?! Ведь все очень душевно и поддерживающе!

Займемся снова простым подсчетом. В 24 сообщениях (ваших общих) присутствует 14 только прямых извинений. Косвенные я не учитывала.   За что вы только не извиняетесь друг перед другом. За привычку обращаться на «Вы». За то, что один из вас стал причиной грусти другого. За саму эту грусть. За неотвеченные телефонные звонки. За оставшиеся без ответа вопросы. За некупленный кофе. За бестактность. И, в конце концов, за искренность и откровенность! Вы говорите друг другу – я виноват и ты можешь меня обвинять! А от извинений до обвинений очень короткий путь. И ты, Софья, уже попробовала по нему пройтись. Это касается твоего дня рождения. После полученных поздравлений с днем твоего рождения, ты в самом конце своего ответа оставляешь за собой право упрека: «Спасибо за поздравление, прекрасные пожелания, но я тебе при встрече говорила, ты просто, может не заметил».

И С. тоже воспользовался правом упрека. В конце этой части переписки он пишет: . «Мы как нибудь продолжим эту тему. Спасибо тебе за поддержку. Не обращай внимание, у меня иногда бывают такие состояния. Может я не должен тебе их показывать, но тогда я буду не искреннен с тобой и ты это сразу поймешь, а я так не хочу»

Два важнейших послания тебе. Первое – мы как-нибудь продолжим эту тему. Оно означает – я не буду сейчас об этом говорить; а когда будем говорить, решать мне. И второе – может, я не должен тебе их (состояния показывать). Это означает следующее – твоя, Соня, реакция заставила меня испытать вину и неловкость; даже не знаю, как теперь с тобой делиться.

Знаешь, есть такие люди, которые намекают, что им сейчас плохо, но прямо об этом не говорят. А когда у них спрашиваешь, они отвечают: «Не будем об этом….», или «Не обращай на меня внимания…» Это обязательно произносится со вздохом и с такой особой интонацией. Она появляется от вздоха. Вот попробуй эти фразы произнести, вздохнув. Тот, кому ты это говоришь, обязательно испытает, хоть на мгновение, чувство вины. Ведь плохо же человеку, а как помочь – неизвестно.

Итак, первый пункт контракта – мы виноваты, и мы в любой момент можем стать обвинителями.

Второй тезис.

«Про что дружить будем?» В крайнем варианте «Против кого дружить будем?».

Мне придется обратиться к предыдущей переписке, которую мы выложили не полностью в дневнике за 26 апреля -2 мая 2010 года. Именно там были посеяны первые семена договоренности по этому пункту контракта.

С. говорит – я очень много пережил боли и горя. Я одинок и избирателен. Но, может, ты меня спасешь, ты особенная и не такая как все!

Софья говорит – Да, я тебя спасу, хотя я тоже очень много пережила боли и горя. А ты спаси меня в ответ. Потому что в этом мире много жестокости, несправедливости и лжи.

Посмотрим, как выстраивается эта договоренность.

С. Вы только не подумайте, что я общаюсь с очень многими, нет, мой круг общения не очень большой, хотя я зарегистрирован практически на всех сайтах, просто таких людей с которыми хочется общаться очень мало. И как Вы написали, зачастую это просто искусственно создающиеся образы, а проще говоря не отвечающие действительности.

Ты – особенная. Я очень избирательный. Но ты не такая как все (Здесь и дальше мой первод - А.О.)

С. Вы знаете Софья, я практически никогда не отдыхаю. Вы только поймите меня правильно. Я не лежу у телевизора и не устраиваю себе выходные, как некоторые делают, как пришла суббота и воскресенье, так спят целыми сутками. Я постоянно чем-то занимаюсь. У меня родители живут недалеко от….., так что на выходные я у них. Частный дом всегда работы хватает, плюс огород, плюс что-то сломалось и нужно отремонтировать. Вообще многие опять же таки удивляются, что я все делаю своими руками. Практически нет такой работы, с которой я бы не справился или которую я бы не умел делать. Вы можете спросить, просто ради интереса, тоесть задать любой вопрос, что я могу делать и я Вам скажу практически все - строять, работать электросваркой, класть кирпич, кафель, ремонтировать любую бытовую технику ину и т.д. Извените меня, я что-то очень разошелся все о себя да о себе. Так что для отдыха у меня просто не хватает времени.

Я виноват в том, что так много говорю о себе, но я тебе доверяю.

Софья.  Для меня Вы очень позитивный человек, ищущий, думающий, развивающийся, с Вами никогда не будет скучно, и к тому же стремящийся понимать собеседника. По-моему, мужчина должен быть с головой и с руками, и еще должен уметь брать на себя ответственность. Вот таким Вы мне и представляетесь, ну а слишком много думающим людям всегда не просто жить на свете. Вам хочется черпать откуда-то радость, вкус жизни, Вы всегда слишком заняты, слишком много работаете, чтобы распробывать эту ЖИЗНЬ на вкус и насладиться в полной мере ее дарами, а она так прекрасна. Мне кажется,что вот именно этого Вы и ищите в женщине. Извините, если я в чем-то не права. Спасибо Вам, что Вы есть, вот такой, как Вы есть. Жду Вашего ответа.

Ты – очень хороший. А хорошие люди страдают в этом жестоком мире. Я тебя спасу. Я – та женщина, которая подарит тебе вкус жизни.

С. И как Вы правильно подметили, я считаю, что самый лучший собеседник, друг, который сможет тебя всегда понять, это действительно женщина. Она никогда не будет тебе завидовать, с ней можно всегда поделиться даже теми вещами, о которых никогда не расскажешь другу мужчине. Так что Софья, Ваш выбор очень правильный. Ну могу же я себе сделать небольшой комплимент. Вы уж извените меня. И в заключение сегодняшнего ответа, у мены очень мало друзей, именно настоящих друзей как на электронных сайтах так и в жизни. У меня очень много знакомых, просто знакомых, просто друзей, меня очень многие знают, а вот именно настоящих друзей можно сосчитать на пальцах. Мне очень приятно осознавать, что именно Вы Софья предложили мне эту прекрасную дружбу, я очень рад этому.

Я не против. Спасай меня, если сможешь. Ты должна меня слушать, понимать и не завидовать. И не соревнуйся со мной в бедах. У меня их больше.

Софья. Я обещала рассказать Вам сказку. ТАк вот, жила-была маленькая девочка, она была единственным ребенком у своих родителей, и они ее очень оберегали и любили, девочка росла послушным ребенком, не огорчала своих папу и маму, хорошо училась в школе, в институте, но была немножко трусихой и нерешительной. Потом она выросла, и появилась у нее своя семья, но налетел ураган и разрушил семейное счастье, так часто бывает в жизни. На ее пути в основном встречались довольно сильные, но властные и авторитарные мужчины(а может, она таких искала, потому что именно таким был ее отец). Ей хотелось опоры и защиты в жизни, но из каменных стен, как известно, тюрьмы строят. И в один прекрасный момент звезды так повернулись над ее головой, что она вдруг поняла:"так продолжаться больше не может, и она обязательно должна найти свое настоящее счастье, оно точно есть и где-то ждет ее". И она сбежала из своей клетки, и отправилась по миру его искать. На ее пути будет много препятствий и испытаний, ведь, чтобы возродиться снова, надо сгореть дотла, как птица Феникс. У этой сказки счастливый конец, она найдет своего Принца, и будут они жить долго и счастливо, до самой старости и умрут они в один день. Как Вам(мне захотелось сказать ТЕБЕ) моя сказка. Напишите мне свою Сказку.

Нет! Я тоже пострадала в этой жизни! И ты меня пойми! Стань этим принцем и спаси меня.

Уже после встречи ты, Софья, пытаешься выяснить, кто же кем кому приходится. На помощь приходит сон: «Ты пришел ко мне во сне и привел с собой своего брата близнеца, сказал мне:"Это мой брат".Вы были как две капли воды похожи внешне, и абсолютно разные внутренне. Первый был уверенный в себе, смелый, настырный, другой- скромный и застенчивый. Первый сказал другому:"Это моя женщина, и я тебе запрещаю вольности по отношению к ней...." Ну а дальше я тебе не расскажу, пусть это будет моим секретом. Мне очень интересно, какие мысли возникали в твоей голове после нашей встречи, поделись, пожалуйста».

Ты спрашиваешь – Мы теперь пара? Мне бы очень хотелось этого. Скажи мне, что это так.

С. не отвечает сразу. Ты настаиваешь, и он делает прекрасный маневр. «Сон, ивени, я понимаю что это аллегория, просто у меня (рассказывает о трагедии в семье), а мне тогда было 15. Поэтому я ушел от ответа» И чуть дальше, уже после твоих извинений: «Я тебе писал, что в своей жизнь я узнал очень много горя, это только часть. Извени, что я так написал. Когда нибудь при встрече расскажу, хотя мне не хочется обо всем этом вспоминать, но иногда эти воспоминания очень много боли мне доставляют».

После этого тебе как-то неловко возвращаться к своему вопросу. И неудивительно. Ведь вопрос не был задан прямо. Ты же не спросила: дорогой С., и что теперь? Куда мы движемся дальше. Ты мне очень нравишься и мне бы хотелось, чтобы мы были парой. Как ты к этому относишься?

Именно отсутствие прямоты с твоей стороны дает ему возможность смещать акцент и напоминать – g>у меня много было много горя, ты должна это понима ть. Будешь хорошо себя вести, поделю сь и другими бедами.

Это восстанавливает баланс и через некоторое время ты пишешь: «Как прошел у тебя сегодняшний день, наверное, ты устал, намотался, а теперь прочтешь мое письмо, и тебе пусть немножечко станет приятнеее и отраднее».

Вот оно! Конечно, С. бедный и несчастный! Ты ему говоришь, что помнишь об этом! И напоминаешь, что, конечно же, его спасешь.

Несколько следующих писем достаточно ровные в этом отношении. Нескол ько раз ты ему сообщаешь, что у тебя в жизни тоже не все гладко, говоря о неприветливом большом городе, в котором все друг друга подсиживают и сжирают, о недобрых и тупых руководителях и подчиненных. Он тебе говорит о том, что не в городе и людях дело, что просто нужно владеть собой, так как умеет это он. Что нужно, вспоминая о нем, смотреть на всех пронзительным взглядом, как умеет он, и все будет ОК!

Но тебе же, Софья, хочется знать совсем не этого. И снова ты не решаешься прямо спросить. А говоришь «иносказательно»: «Знаешь, а если совсем честно, то мне было немножко одиноко, я все же не привыкла быть сама, но одиночество вдвоем-это еще хуже. Ведь важно не структура, не оболочка, а ее смысл, жизнь не такая уж бесконечная, чтобы расстрачивать ее попусту. Я очень не люблю подделок, кода есть только видимость, а сути нет, наверное я максималистка, комплекс отличницы. Мне интересно знать, что думаешь ты, наверное ты думаешь о разных независимых от нас обстоятельства» И дальше: «лучик света в моей жизни,и я бы хотела, чтобы он светил мне подольше». Ты говоришь ему: Я хочу знать, что происходит между нами и что ты думаешь о своем браке. Я очень надеюсь на тебя.

В ответ ты получаешь порцию описания сложностей и грусти: «А если честно я не хочу всего этого. Я прихожу домой в 8 а то и в 9 часов вечера, очень уставшый и мне уже ничего не хочется. Мне намного проще быть в гараже одному и что-то делать. Я привык к одиночеству, вернее не так, я привык всегда все делать один и чтобы мне никто не мешал, а может это одно и тоже. Когда ребенок жил с нами, было намного веселее, а теперь мы вдвоем с женой, а тем более ты помнишь, что у меня …. года совместной жизни»

Напоминаю – говорит он – мне нелегко, и с браком у меня тоже все нелегко.
И вот последние два сообщения, которые очень красноречивы.

Софья Неправда, такой интересный и многосторонний человек не может и не должен быть одинок, я знаю, что тебя можно разбудить и растормошить, а у вас, извини, просто "синдром опустевшего гнезда". Я прошла через состояние "замороженности", мы сами садим себя в клетку, а потом боимся сделать шаг из открытой уже клетки. Поэтому тебе ничего и не хочется, а пустоту иной раз заполняем карьерой, зарабатыванием денег и еще бог знает чем. Знаешь, после … лет жизнь только начинается", и именно в этом возрасте звезды так поворачиваются над головой человека, что дают ему шанс прожить еще одну земную жизнь, только он должен этого захотеть, или что-то его подтолкнет.

Ты говоришь: Я могу это все изменить! Будь со мной!

С.Да я с тобой полностью согласен, что человек сам создает свою судьбу и его стремление жить как-то по другому или сделать свою жинь красивее и радостнее, все это в его руках. Мы как нибудь продолжим эту тему. Спасибо тебе за поддержку. Не обращай внимание, у меня иногда бывают такие состояния. Может я не должен тебе их показывать, но тогда я буду не искреннен с тобой и ты это сразу поймешь, а я так не хочу.
это спам

Он отвечает: Не буду об этом говорить. Мы же договаривались, что ты меня понимаешь во всем (читай начало переписки!)

Итак, второй пункт контракта: «Объединимся вокруг наших бед в прошлом и настоящем. У одного из нас их больше, и именно он требует большего понимания и снисхождения. А, значит, он и будет задавать правила в нашем альянсе».

Что же делать и куда это все может привести.


Два варианта развития этого сюжета. Первый – переписка может перейти в реальный роман, в котором будут долгожданные страстные встречи, много понимания и душевных разговоров. Ведь есть еще много всего, что можно друг другу поведать о своих травмах, получив индульгенцию своим слабостям, лени и нежеланию что-либо менять (с обеих сторон). Иногда такие истории затягиваются на годы. Ты же знаешь об этом, Софья, не понаслышке.

Второй вариант. Этот человек решается связать с тобой свою судьбу на этих договоренностях, которые я обозначила. Таких примеров огромное количество. Начинаем друг друга спасать в наших бедах и исцелять важкi психотравми, Потом у кого-то первого начинают сдавать нервы. Он думает и говорит: да сколько можно тебя спасать, я тоже требую, порой, внимания, и снисхождения, и чего угодно еще! Но контракт-то уже заключен! И переформулировать его очень сложно.

Теперь кое-что для тебя, Софья.

Во-первых, ни ты, ни он ни в чем не виноваты! Прекрати извиняться постоянно и думать, что какое-то некорректно сформулированное слово может смертельно ранить другого человека. А если и так, он сам способен об этом сообщить! Не нужно думать за других людей. Они могут сообщать нам сами о своих состояниях.

Во-вторых, он не бедненький и несчастненький, так же, как и ты. С вами все в порядке. И дружить можно не только по поводу пережитых бед. Сейчас может возникнуть пустота. Мы все приучены к тому, что настоящая близость возникает между людьми тогда, когда они делятся сокровенным. А сокровенное – это, обычно, что-то очень тяжелое и грустное. И тогда у нас возникает ощущение предельной ВАЖНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ себя для этого человека. Но есть еще мечты, интересы, увлечения, возможности! Все то, что делает нас сильнее! Радоваться чему-то вместе – гораздо полезней!

В-третьих. Прямо задавай вопросы, которые тебя интересуют. Игра в интриги и метафоры заводит в тупик. Она хороша только тогда, когда мы не ожидаем ничего серьезного от отношений и намерены просто пощекотать себе нервы.

Когда я первый раз прочитала вашу с С. переписку, я подумала, что мы все до сих пор несем на себе наследие Второй Мировой. Когда она отгремела, мужчины начали возвращаться с фронтов. Их было мало. Они были изранены и физически и душевно. Женщины принимали это все и жалели их, снисходительно относясь ко многим вещам. И это было адекватно для того времени. Да, они многое пережили, видели горе и смерть, ходили под пулями и хоронили товарищей. И, хотя, женщины тоже пережили немало, но они устроены по-другому. Через них говорит природа. Ведь жизнь нужно было продолжать, нужно было рожать детей. А конкуренция была высокой. И природа тогда велела женщине потерпеть. И оставались с мужчинами самые понимающие и прощающие, те, которые могли ориентироваться только на боль и нужды мужчины. Тогда это было важно для выживания. Но сейчас мирное время, Софья. И сейчас нет таких бед и горя. И природа требует от нас другого – взаимного уважения и радости!